Цитата:
Сообщение от Luvilla
Ты согласна, что "стремление к высокому" (если оно есть, конечно) - оно разное для разных эпох/народов/классов?
|
Не совсем, Льювилла. Стремление высокому одно. Идеалы разные.
Цитата:
Сообщение от Luvilla
Как ты себе представляешь это существо "как таковое"? Как раз для таких представлений и нужно исключить из рассмотрения эпоху, расу, цивилизованность/образование,
а так же религиозно-политические взгляды и материальное положение
- так что остаётся?
|
Напротив, я считаю что исключение всего вышеназванного лишит возможности получить полную картину.
В моем представлении "человеческое существо как таковое" это
набор черт и свойств, выявляемых посредством системного анализа разумной деятельности человечества, рассматриваемого в совокупности различных культур, цивилизаций и исторических эпох.
Мое определение человека действительно имеет черты абстракции, но не абсолютной, а формальной, поскольку абстрагируя рассматриваемые явления, я выделяю те из их свойств, которые необходимы для дальнейшего исследования.
Так, в данном случае я рассматриваю человека через его интеллектуальную реализацию,т.е. через его поведение, продиктованное наличием такой черты как разумность, обосабливающей его от иных биологических видов, и не позволяющей в данном контексте применять к нему критерии, свойственные животным. Но:
Цитата:
Сообщение от Зефирис
Любое существо, растение, те же вирусы, всё (если отбросить как раз эпоху / расу и т.д. для каждого вида) имеет одну общую цель / задачу / программу - эволюционировать
|
Если же рассматривать человека как социально- биологическое существо, с учетом его животной природы, то тезис об одновременном присутствии в человеке тяги к высокому и стремлении к самоуничтожению наталкивается на противоречие, кажущееся неразрешимым. Чтобы увидеть, в чем оно выражается, достаточно взглянуть на уже приведенную мной особенность человека- разумность. В сочетании с заложенной в человеке,программой эволюционирования, действующей за пределами его сознания, разумность побуждает в человеке это самое стремление к высокому. Но она же позволяет человеку совершать выбор, вне зависимости от того, что ему диктует животный инстинкт. И чем выше степень разумности, тем менее зависимым от инстинкта становится вид.И инстинкт постепенно угасает. Но что же происходит, когда сталкивается инстинкт и разумное желание? Возникает конфликт. И зачастую решается не животной потребностью, а осознанным желанием- даже когда принимаемое решение является деструктивным.
Это могло бы привести меня к неутешительному выводу о том, что эволюция на верхних своих витках неизменно переходит в деградацию. Но этот вывод был бы нелогичным, поскольку постепенно утрачивая инстинкты и развивая в себе способность действовать осознанно, человек не выходит за пределы системы, частью которой он является, он все также подчинен ее законам.
Это позволяет мне прийти к заключению о том, что способность поступать осознанно и переходить за ограничения, обеспечивающие безопасность существования являются особенным этапом эволюционного развития. На этом этапе разумный вид проходит своеобразное испытание своей "разумностью". В результате, если он проходит его успешно, он идет по пути развития дальше, если же нет... он уничтожает себя- медленно деградируя или сметая себя одним разом, но он уничтожает себя освобождая сцену бытия для других. И все повторяется. Другие лица, другая трагедия. Снова и снова. И так без конца...